на главную
с 11-00 до 19-00 пн-пт

Путешествие по Непалу и Тибету

авиабилеты | визы | фото

Не для меня, но через меня

1 день

Я приехал в аэропорт немного раньше и стал оглядываться по сторонам. У стойки регистрации на Доху было очень много народа. Недалеко от меня стоял парнишка с большим рюкзаком, рядом с ним 2 девушки тоже с рюкзаками. Мы были единственными людьми с рюкзаками у данных стоек регистрации. Я подошел и спросил, не на Кайлаc ли они едут. Оказалось, что да. Вскоре подошла Света с остальными участниками нашей поездки. Всего нас было 7 человек плюс Света, руководитель, гид, духовный сказатель.

В самолете я разговорился с девушкой, сидящей рядом со мной. Она оказалась индианкой из Малайзии. Ее звали Прия, что на санскрите означает милый, приятный, друг. Прия учится в Твери на медицинском факультете. Интересный факт, что после она может практиковать в Англии, сдав какие-то экзамены, или у себя в Малайзии. Все 5 часов прошли как 1 час. Все это время мы проговорили на разные темы. Встреча с Прией стала отличным началом поездки.

2 день

Мы прилетели в Катманду рано утром. Шел проливной дождь. Июль – это сезон дождей, муссон. Нам сказали, что дождь может идти 2 дня.

После размещения в гостинице нам дали несколько часов для отдыха. Я одел свою куртку и пошел гулять по городу под дождем. Первые 20 минут голова шла кругом от незнакомых запахов, движения: по земляным улицам и улочкам мимо каких-то лавок движутся вперемешку люди, машины, велосипеды, рикши, мотоциклы. Постепенно втягиваешься в этот ритм. Кстати, за все время в Катманду я не видел ни одной аварии.

Дождь постепенно прекратился, и я вернулся в гостиницу. После небольшой закупки недостающих вещей и стакана лэсси (особый молочный напиток, который может быть пустой или с добавлением манго, банана и др.) мы отправились на старую центральную площадь Катманду.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

Когда мы с нее уходили, начинался митинг маоистов – оппозиционеров нынешнему режиму, пригнали много военных. Вообще, в городе много военных постов после расстрела королевской семьи. Потом мы поехали к ступе Сваямбунат. У самого начала подъема к ступе меня и С. благословил буддийский монах.

Ступа Сваямбунат была символом исполнения твоих устремлений. Самые известные глаза на ступе. От ступы открывается потрясающий вид на долину Катманду и Гималаи. Рядом со ступой находится статуя Майтрейи, которая мне очень понравилась. Вся статуя изливала спокойствие и милосердие. Также рядом со ступой находится храм-пещера Харати. По легенде там 7 дверей, за которыми сидит в медитации некая высокая сущность. Первую дверь открывают каждое утро, вторую раз в год во время большого праздника, остальные никогда не открывают.

Рядом со ступой находятся несколько буддийских храмов. В одном из них шла служба, на которую мы зашли. Барабан, горловое пение сразу как-то меняют тебя и возносят к другим вибрациям. В другом храме я в первый раз прикоснулся к энергиям буддийских статуй. После я немного погулял и просто смотрел на горы и заходящее солнце. Именно тогда я почувствовал, что лучше смотреть не на глаза ступы, а на красоту окружающего пейзажа; небо, меняющее свои краски, орлов и ласточек, и глаза уже с тобой, в тебе.

В Катманду темнеет достаточно рано, т.к. время в Непале не соответствует своему часовому поясу. Разница с Москвой всего 1 час 45 минут.

Непал, Тибет  Непал, Тибет

3 день

Я проснулся рано, т.к. хотел сходить к ступе Сваямбунат. Я кинул в рюкзак фотоаппарат, плащ – было серо, и я решил, что может пойти дождь, посмотрел на карту и оставил её в номере. Вскоре я заблудился и стал плутать по Катманду. В какой-то момент я понял, что делаю что-то не то. Вдруг я осознал, что, во-первых, я не чувствую жизни города, людей, я выключился из общего ритма, а, во-вторых, я повел себя как турист. Тут же я увидел знакомую улицу и вскоре был в гостинице. Я всё понял. Я оставил весь свой рюкзак. Еще раз изучил карту и пошел.

Уже завершился подъем, я услышал пения: шла индуистская служба. Пещера-храм Харати была открыта. Напротив входа была ещё одна небольшая дверь с глазами. Стена была исписана старыми буддийскими фресками, по обе стороны от двери стояли индуистские статуи. Вообще, район ступы Сваямбунат соединяет буддизм и индуизм. Уже в этом первом помещении чувствуются очень сильные энергии, и понимаешь, что незачем идти дальше через эти двери, всё уже чувствуется и здесь. Вошел местный житель, вероятно, из тех семей, которые и присматривают для храма. Мы с ним немного поговорили. Потом вошел дедок, которого я прозвал индокитаец, т.к. как он был одновременно похож на индуса и на китайца. Дедок стал мне рассказывать о ступе, потом повторил легенду об этой пещере Харати, но добавил, что это Высшее Существо там находится не в теле – not body, not body, eyes, eyes (не тело, глаза). Также он сказал, что Сваямбунат – это любовь и сострадание (love and compassion). От этого общения я получил очень много позитива. Потом я обошел район ступы, зашел в буддийские храмы, уже совсем по-другому смотрел на глаза, в целом, ощущались потрясающие энергии, в т.ч. любовь и сострадание, идущие от этого места, от тех высоких энергий, которые там есть. Наверное, именно тогда я понял, что глаза на ступах и статуях – это выражение энергий, которые содержатся в этих местах или в этих статуях.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

Утром наша группа пошла на точечный массаж. Во второй партии нас было 5 человек, в машине мне места не хватило, поэтому поехал на мотоцикле. На сам массаж мне тоже места не хватило, и я остался пить чай. Вдруг минут через 10 пришел местный парнишка-массажист.

После массажа мы поехали в индуистский храм Шивы. Хотелось бы отметить, что индуизм не отделен от жизни, на улицах много статуй, колокольчиков. Жители, идя по своим делам, могут подойти помолиться, прислониться к статуе, подергать за колокольчик. Храм расположен у священной реки Багмати, возле которых сжигают умерших. По преданию, если дым белый, то человек прожил хорошую, благочестивую жизнь, а если черный, то значит человек много грешил. Дым, который мы видели, был белым. В центральный храм пускают только индуистов, поэтому мы просто погуляли вокруг. Территория достаточно большая, много маленьких храмиков.

После храма мы поехали к другой большой ступе Боднатх. Другие глаза, другие энергии. Можно сказать, что ступа Сваямбунат – это любовь и сострадание, а ступа Боднатх – это то настроение, которое ты создаешь сам. Мне очень понравилась атмосфера вокруг ступы: голубое небо, красивые белые облака, разноцветные флажки на фоне неба. С горизонта на нас двигались синие тучи, и действительно минут через 30 ливанул дождь.

Дождь почти прекратился, когда мы приехали в Патан. Патан – это город южнее Катманду. Раньше это были два отдельных города, но в настоящее время городская застройка их соединяет, поэтому сложно сказать, где заканчивается Катманду и начинается Патан. До исторического центра Патана мы шли по ступенькам магазинов, прыгая через лужи. В историческом центре один местный парнишка вызвался быть нашим гидом. Мы достаточно долго гуляли по Патану, посмотрели на старые храмы, зашли в буддийский храм.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

Вечером мы ужинали на крыше одного из самых высоких зданий в Катманду. На крыше была пристройка – смотровая площадка, с которой открывался замечательный вид на ночной Катманду и подсвечивающуюся статую Сваямбунат.

4 день

Утром мы вылетели в Тибет. Во время полета сквозь плотную пелену облаков проглядывали снежные вершины, и я чувствовал, что я возвращаюсь туда, где не был очень давно, домой. При снижении во всей своей красе открылось Тибетское нагорье и пересекающая его Брахмапутра. По приезде в Тибет появилась какая-то легкость, радость. В аэропорту Гонгкар нам каждому надели белые длинные шарфы на шею, и мы на двух джипах, на которых мы потом всё время и передвигались, поехали в сторону монастыря Самье. Также, начиная с того момента и до конца нашего пребывания в Тибете с нами был наш тибетский гид Таши, который нам рассказывал много интересного и много нам помогал.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

Где-то через час мы доехали до переправы через Брахмапутру. Мы сели в лодки, и поехали через мели священной реки. В душе всё пело. Я сел на нос лодки, и впереди были только небо, горы и вода... После лодки мы сели в грузовик. Кто-то сел в кабину, а нас несколько человек тряслось в кузове вместе с вещами. Светило яркое солнце на голубом небе, луна приближалась к первой четверти. Мы проехали мимо ступ, основанных Падмой Самбхавой, и вскоре доехали до монастыря. Монастырь Самье – один из самых древних на Тибете, основан в VIII веке Падмой Самбхавой. Монастырь построен в виде мандалы. После размещения в guest house мы пошли совершать кору вдоль монастыря. Мы зашли в ряд храмов перед тем, как достигли храма, в котором, как сказала Света, находятся говорящие статуи. В данном храме вдоль левой и правой стены после входа стоят статуи высоких лам, живущих в этом монастыре в VIII-IX веках. Я подошел к статуе старца, настроился на волну, и почувствовал, что он нас благословляет в нашей поездке. Из глаз статуи Падмы Самбхавы шли очень сильные энергии.

Непал, Тибет  Непал, Тибет

С. в этом храме стало плохо. Мы с ней шли последними к следующему храму и крутили барабаны. Я всё ещё был настроен на одну волну со статуями, вдруг я почувствовал, что надо сказать С. перестать только фотографировать и снимать на камеру и обращать внимание внутрь себя, на свои ощущения. Она ответила, что может быть я и прав, но всё равно вставила новую кассету в камеру. Кассета порвалась через 5 минут.
Вскоре я увидел красную ступу с глазами, которая меня притягивала. Я не пошел в храм, а всё стоял и смотрел на неё. Всего в Самье 4 большие ступы: белая, черная, красная и зеленая. На мой взгляд, красная – самая сильная. Вечерело, мы вернулись в начало и пошли ужинать. Усиливался ветер, над горами шел дождь. После ужина я остановился у соседнего стола, где сидели буддийские монахи. Самый пожилой взял мою руку и стал гладить. Только один молодой монах говорил на английском, но от него шли не очень положительные токи. Плюс я чувствовал, что мне надо прогуляться с О., у которой болела голова, поэтому я их вскоре оставил. С О. Мы пошли тем же маршрутом в сторону красной ступы. У ступы О. Заметила, что у неё меняются очертания. Соседняя ступа, которая была меньше, освещалась оранжевым светом, хотя все вокруг было темно. На следующий день, я понял, что именно красная ступа её и освещала. Мы вернулись. Какое-то время я говорил со Светой у нашего guest house у белой ступы. Потом я остался один. В ту ночь было очень интересное небо. Хотя на небе не было луны, все небо, которое было в облаках, было лунного цвета. Слева у горизонта, казалось, стояли статуи, сверкали зарницы. Чувствовалось, что что-то серьезное происходит в небе, а на земле только отражение, отблески, эхо. Через какое-то время и я пошел спать в свой спальник, расстеленный на кровати.

Среди ночи я проснулся. Казалось, что был большой выплеск энергии. Время было всего час ночи. Я вышел на улицу. Дул ветер, монастырь почему-то просыпался, зажигались огни, раздавались голоса, чувствовалось какое-то напряжение. Света тоже вышла, походила. Постепенно всё успокаивалось, небо расчистилось, напряжение исчезло, и я пошел спать. На следующий день выяснилось, что все из нашей группы проснулись в районе часа ночи.

5 день

Мы проснулись рано утром, вышли из монастыря и пошли по направлению к священной горе, на которой стоял храм. Пока мы поднимались по тропе, солнце поднималось всё выше, теплело. С определенной точки был отличный вид на монастырь Самье, были видны все постройки, расположенные в виде мандалы. Уже у вершины на земле валялись флажки, которые не принято переступать. Мы их подняли, и они снова стали развиваться на ветру. С вершины открывался потрясающий вид на окрестности. Мы зашли в храм, шла служба, барабан и колокольчик. Я стоял напротив статуи настоятеля или основателя этого храма.

Непал, Тибет  Непал, Тибет

У храма жгли можжевельник, и это запах разносился по сторонам. Я подошел, подправил палочки, и следом мы с О. стали осторожно спускаться. На последнем спуске я просто пробежался по тропе вниз. Мы вернулись в монастырь, поели и пошли в главный храм, где мы провели пару часов. Потом мы должны были уже собраться и ехать. Я быстро собрался и совершил ещё одну кору вдоль монастыря. Мы возвращались на том же грузовике, в кузове, держась за поручни. На переправе в нашу лодку посадили ещё толпу китайцев, и мы отказались с ними ехать. Я пошел чуть пройтись. На берегу Брахмапутры я написал на санскрите «нет религии выше истины».

Скоро мы сели в другую лодку, и переправились через Брахмапутру. Путь в Лхасу занял несколько часов. По дороге мы увидели тибетцев с огромными пакетами, где плавала рыба. Оказалось, что тибетцы покупают в Лхасе рыбу, специально выращенную китайцами на продажу, а потом выпускают её в реку.

По приезде в Лхасу сердце стало сжиматься. Китайцы испоганили её. За последние 10 лет они разрушили все тибетские дома и на их месте построили однотипные китайские, куда переселили китайцев. Из старых построек в Лхасе остались только монастырь Джонканг, несколько домов рядом с ним, Потала – дворец-храм Далай-лам и Норбулинг – летняя резиденция Далай-лам.
Мы остановились в отеле «Мандала» напротив монастыря Джонканг. Вечером мы пошли в монастырь. Он оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сильные энергии, а с другой, чувствуется окитайченная Лхаса, очень много паломников внутри. Через какое-то время мы вышли на крышу монастыря. Понимаешь, глядя на величие гор, несмотря ни на что, китайцы не смогут полностью испоганить Тибет и сломить тибетцев. Я стоял и смотрел за клонящимся к горизонту солнцем, было грустно. Потом я пошел к Потале. На обратном пути я в первый раз за год увидел Венеру. После этого дня на протяжении всей поездки нас сопровождали Венера и Юпитер.

Уже было темно, когда я вернулся к монастырю. Паломники продолжали совершать простирания у входа в монастырь. Я же совершил кору вокруг Джонканга и пошел спать.

6 день

В этот день мы посетили Поталу. До входа у нас была какое-то время. Я залез на небольшой холмик, где жгли можжевельник и откуда открывался хороший вид на Поталу. Затем я пошел совершать кору, периодически крутил барабаны. Вдоль всего пути стоят торговые ряды, много паломников, туристов. С противоположной стороны я зашел в храм. Звуки барабана и очищение. Наконец, мы вошли. В Потале около 1000 комнат, в настоящее время открыто около 100. Потала построена на месте потухшего вулкана. Постепенно при подъеме открывался замечательный вид. В Потале очень много туристов, особенно китайцев, поэтому важно отключить своё внимание от них и настроиться на волну тех энергий, которые там есть.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

Постепенно переходя из комнаты в комнату, меня окутывали энергии статуй. От ступ с прахом Далай-лам шли различные очень сильные энергии. Мы с Л. делились тем, что каждый из нас почувствовал.

После выхода из Поталы у меня пошла кровь из носа. Перебор. Очень сильные энергии, организм не выдержал. После Поталы мы поехали в Норбулинг. Меня немного шатало. В летнем дворце нынешнего 14-го Далай-ламы мне стало лучше. Мы посидели в одной из комнат. Несколько человек, включая меня, даже уснули. В этом дворце была очень интересная танка, изображающая райские и адские миры. Затем мы прошли в сад, где было очень спокойно, очень красиво и очень здорово.

Вечером мы ходили в бассейн, а после Ж., О., С. и я ходили к Потале, напротив видели поющие фонтаны – китайцы готовятся к фестивалю «Как хорошо живется в Тибете-2005».

У Джонканга один тибетец играл на музыкальном инструменте, другой в нарядном национальном костюме пел о Гесэр-хане, а одна тибетка танцевала национальные танцы.

Непал, Тибет

7 день

Непал, ТибетРано утром меня стало тошнить, поднялась температура. Утром я вышел к монастырю, подышал дымом можжевельника, чуть полегчало, посидел с ребятами за завтраком, вернулся в номер и лег. Ребята уехали в пещерный монастырь. Я спал с пробуждениями часов до трех. Пересилив себя, я собрался и пошел пешком в Норбулинг. Там я посидел на каменном стуле за каменным столом. Один буддийский монах меня даже сфотографировал. Возвращался я на автопилоте. Но по возвращении в гостиницу мне стало лучше.

Вечером мы пошли в ресторан с национальной кухней и танцами. Мне опять поплохело. В ресторане у меня была мысль уйти, но тибетские танцы включают тебя в свой ритм, и недуги отступают. Назад мы возвращались вокруг монастыря Джонканг мимо торговых лавок. В гостинице мы внизу в лобби поговорили сначала с О. Вдвоем, а потом со Светой.

По-хорошему, твоё состояние зависит только от тебя. На ночь мне стало намного лучше.

8 день

Непал, ТибетУтром было немного пасмурно. Я вышел из гостиницы. Запах можжевельника. Паломники. Суета торговцев. Облака, обнимающие горы. После завтрака мы простились с Чими, девушкой из ресторана гостиницы, и тронулись в путь. С нами уже ехал наш грузовик с едой, палатками, снаряжением. Вскоре после Лхасы мы остановились у скалы, на которой было большое изображение Будды. Рядом был пруд, вокруг которого я проехал на лошади. Пока ехал, я наслаждался пейзажем, вдыхал свежий воздух, очень ярко представлял экспедицию Рерихов. После окитайченной Лхасы очень здорово было оказаться среди гор.

Через пару часов мы стали подниматься на перевал. На полпути мы вышли из джипов. Внизу была долина, вокруг облака доставали вершины. Мы остановились недалеко от перевала (высота около 5000 м). Л. заметила, что везде была прана. Здесь уже были облака, мы немного погуляли. На самом перевале мы раздали кое-какую еду и фломастеры тибетским детям. С перевала должен был открываться вид на озеро Ямдрок, но всё было в облаках. Мы проехали метров сто, когда облака стали рассеиваться и показалось озеро. Мы опять остановились. Бирюза озера сквозь летящие рваные облака. За озером – желтые поля рапса. Далеко в дымке снежные вершины. Мы ехали достаточно долго мимо озера, где-то останавливались.

Я сидел впереди, у меня был хороший обзор, душа пела. Ж. заметила, что у меня на лице блаженство.

Мы ехали дальше, одна долина сменяла другую, и за каждым поворотом открывался новый пейзаж. Очень запомнилась остановка у зеленого озера и небольшой подъем. Ближе к вечеру мы приехали в Гьянтсе. После размещения мы полезли на старую высокую крепость. Рассматривали фрески. В одном храме были мандалы, о которых Л. сказала, что это мандалы Шамбалы. На вершине крепости высота была более 4000 м. Все было серо и вдруг – сквозь облака поток солнечного света. «Сияние Шамбалы», - отметила Света.

Непал, Тибет     Непал, Тибет

За ужином Света нас покинула, и у нас началось веселье. Это был самый веселый вечер за всю поездку. Мы комментировали всё, начиная с имбирного чая и заканчивая момо (оно же муму) с сыром, который оказался ячьим.

9 день

Утром мы пошли в монастырь, который сильно не пострадал за время китайской оккупации. Сначала мы посетили главный храм, а потом ступу. В ступе 108 комнат, она выстроена в виде мандалы. Первый этаж мне не очень понравился, но затем я включился в энергии ступы. Ребята пропустили второй этаж. Я шел по нему, слушая, в какую комнату зайти, третий этаж, комнаты, статуи, энергии, четвертый этаж, чувствуешь, что это действительно мандала, и ты освобождаешься, очищаешься. После пятого этажа – выход на крышу, и ты перед глазами ступы.

Непал, Тибет   Непал, Тибет
Затем мы поехали в Шигатсе, второй по величине город Тибета. Путь не занял много времени, а по дороге мы видели солнечное гало.
Мы остановились в гостинице прямо напротив монастыря Ташилхунпо, бывшей резиденции Панчен-ламы, второго духовного лица Тибета. После ухода Панчен-ламы в 1989 г., его реинкарнация была найдена в 1995 г., но китайцы увезли мальчика в Пекин и посадили в тюрьму, а вместо него объявили, что Панчен-лама – это какой-то китайский мальчик. В монастыре мы иногда попадали на китайские экскурсии, которые полностью гасили энергии храмов. Именно в Шигатсе находится самая высокая в мире статуя Будды – Майтрейя, высота 30 м.

После ужина я пошел погулять, решил совершить кору вокруг монастыря. Вскоре я залез на гору, где провел много времени, наблюдая за сменой красок, заходом солнца, дождем далеко впереди и радугой. Потом я спустился и продолжил кору. В одном месте я уже думал спускаться, но миом меня пронеслись ласточки мимо тропы наверх, зовя за собой. Я поднялся к руинам крепости. Город весь был внизу. Ласточки летали мимо меня. Темнело.

10 день

Непал, Тибет  Непал, Тибет

Непал, ТибетИз Шигатсе мы выехали рано утром, ещё было темно. Мы ехали объездной дорогой, т.к., во-первых, мы хотели заехать в один монастырь, в пещерах которого медитировал один Светин знакомый тибетский лама, который сейчас живет в Москве и, во-вторых, ремонтировалась основная дорога.

Через несколько часов мы приехали в монастырь. Нам открыли некоторые храмы. Затем мы встретились с настоятелем этого монастыря. После посещения монастыря мы пошли пешком вниз. По пути были развалины домов – несколько лет назад сошел оползень. С гор сбегала речка.

Во второй половине дня мимо нас шел сильный сель. Через несколько минут мы увидели стоящие машины, сель перегородил путь. На джипах мы таки преодолели этот сель.

Вечером мы остановились в живописном месте. Пришли кочевые тибетцы и стали нам помогать ставить палатки. Мы совершенно не ожидали такого ужина: была большая палатка со столами, стульями и едой лучше, чем во всех ресторанчиках до этого. Стемнело. Ребята пошли спать, а мы со Светой немного прогулялись. Было очень светло – Луна постепенно приближалась к полнолунию. Ощущения связи Земли с Луной. Потрясающая тишина. Энергии космоса. Красота вокруг.

11 день

Непал, ТибетУтро. Завтрак. Сборы. Затем мы пошли по дороге пешком, немного бегали. Через какое-то время нас нагнали джипы. Я опять сидел впереди. Ушел в медитацию. Чувствовалась вся семья Рерих. Вскоре преодолели один перевал. Вышли. Я куда-то поднялся. Сливался с ветром.

Через какое-то время оказались на очередном перевале. Кто-то пошел вниз пешком. Я же наоборот полез в верх. Росли интересные цветы. Вдруг я внизу увидел орлов и немного смалодушничал, но Тибет – это Тибет, всегда сострадание, всегда свет – возможность исправиться. Спустился и тоже пошел вниз.

В середине дня мы доехали до Саги, после которой мы утроили ланч. После ланча я достаточно долго шел пешком, потом остановился и просто чувствовал окружающий мир.

В долинах росли ячмень и рапс, паслись козы, овцы, яки.

В этот день или в предыдущий мы остановились у бирюзового озера, оно меня позвало, и я спустился. Снял сандали, закатал штаны и просто походил в нем, чувствуя его.

Ближе к вечеру второй джип немного сломался. Подошли тибетцы. О. и Ж. подарили им игрушки, заколки, ручки и карандаши. Через некоторое время в поселке мы оставили второй джип на починку, и продолжили путь. Слева были заснеженные вершины Гималаев, над ними шел дождь, дул сильный ветер, а справа идиллия – голубое небо и солнце. Вскоре мы остановились у Брахмапуты, разбили лагерь. Всё дул сильный ветер. Заходило солнце. Я решил забраться на соседнюю гору. Но я собирался ради забраться без чувствования и уважения. Когда я понял это, стало очень грустно. Но нет времени грустить – надо действовать, исправляться! Ближе к вершине ветер прекратился. С вершины открылся потрясающий вид на угасающее небо, нашу долину, соседнюю долину, розовеющие пики Гималаев. Со всех сторон сгущались тучи, сверкали молнии. Я спустился, начался дождь. Мы сели ужинать. Ребят со вторым джипом ещё не было. Они приехали совсем поздно.

12 день

Непал, ТибетОпять утром мы шли пешком. Дорога была красной, вероятно от глины. Где-то часа через полтора у нашего джипа отвалилось колесо. Теперь наш джип. Ребята на втором джипе уехали в соседний поселок, затем водитель второго джипа привез запасную ось, но оказалось, что этого недостаточно. Мы тем временем пошли гулять. Мы хотели дойти до озера, видневшегося впереди, за которым поднимались пики Западных Гималаев. Но озеро оказалось дальше, чем мы думали. Мы шли по песку, мимо бегали ящерки. По пути мы полежали на бархане. На обратном пути, пока я смотрел по сторонам, одна ящерка спряталась у моей ноги. Интересное ощущение сопричастности жизней.

Мы вернулись, поели, потом поспали. В целом, это был очень спокойный день – захотел поел, захотел поспал, захотел попил, захотел прошелся. Постепенно со всех сторон стали сгущаться тучи, шел дождь, и лишь только над нами было голубое небо.

Когда, казалось, наши тибетцы не могли ничего больше сделать, подъехал рейсовый автобус, оттуда вылезли тибетцы, стали суетиться, кто-то молился, и за 10 минут выбили застрявший подшипник. Затем наши тибетцы какое-то время ещё продолжали что-то делать и, наконец, всё сделали.

Мы доехали до поселка, но ребят уже не было, на грузовике они уехали ставить лагерь.

Лагерь был у моста на берегу реки Брахмапутра. Вскоре после приезда на небе появилась радуга, парил орел, который затем сел на столб и стал нас охранять. Я пошел к мосту, за реку садилось солнце, я перешел через мост и спустился к реке. Я так и стоял и смотрел за меняющимися красками неба, вершины Гималаев по левую сторону отливали розовым. Я стоял, пока не замерз, и не стемнело. Уже после ужина я увидел, как заходит за горизонт Венера. Ночью был слышен лай собак. Это тибетские собаки пришли в наш лагерь и стали нас охранять.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

13 день

Традиционно утром мы пошли пешком. Через пару часов мы доехали до речушки, по которой шла форель. С. удалось даже поймать пару рыбок. По пути видели газелей. Пустынно. Жителей нет.

Непал, ТибетВ середине дня мы доехали до перевала, с которого открывался вид на озеро Манасаровар, Кайлас был в облаках. Мы спустились ближе к озеру и устроили ланч. Потом мы поехали к горячим источникам. После источников кто-то ушел вперед, я решил подняться до монастыря рядом на горе. Остальные уехали к озеру. На Кайласе были глаза, похожие на глаза ступы Сваямбунат. Через горные реки мы добрались до Дарчена. По пути был потрясающий вид – Беспредельность: небо с дождем сливались с горизонтом далеко-далеко.

После ужина мы пошли прогуляться. Мы залезли немного, а затем, чувствуя желание С. подняться ещё я сагитировал её подняться на вершину горы. Мы долго поднимались. Темнело. Менялись краски на небе и на вершинах. Показались Венера и Юпитер. Облака исчезли, и стали видны все вершины! Наконец, мы дошли. Было совсем темно. Кайлас светился своими двумя гранями. Через несколько минут из-за облаков вышла Луна и осветила всё вокруг нас. Полнолуние. Спускаться было светло. Конечно, я был не совсем прав, пойдя на ночь в гору и потащив за собой С. Если ты перестаешь думать о других, то это прямой путь к темным иерархиям.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

14 день

Утром началась кора вокруг Кайласа. За три дня мы должны были преодолеть 53 км. Вначале путь был достаточно простой, сил было много. Вскоре тропа повернула, и мы вошли в долину. Я шел не по тропе, а по травке параллельно ей в некотором удалении. В одном месте я увидел камни, сложенные в окружность, я вступил туда и почувствовал связь с природой, друидические времена, когда связь с природой была очень сильной. В одном месте я остановился, послушал пение птиц, которые подлетали и садились на соседние кусты, показался белый зверек.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

В следующей долине была стоянка яков и лошадей. Ж. стало не очень хорошо, и я взял её рюкзак. С двумя рюкзаками (своим большим сзади и поменьше спереди) я достаточно быстро устал. Через несколько часов рюкзак Ж. взял М. Идти стало намного легче. В первый день все очень устали. Лагерь вечером был прямо под Кайласом. После ужина мы хотели устроить пуджу, но из-за высоты (около 5100 м) ничего не горело. Мы просто поднялись выше вдоль горной реки, на реке был снег. Вернувшись в лагерь стояли у свечи. Венера и Юпитер.

15 день

Непал, ТибетУтром начался подъем на высоту 5600. Временами было тяжеловато. Нам навстречу постоянно шли бонские тибетцы, которые обходят Кайлас против часовой стрелки. Некоторые тибетские девушки пели – они уже преодолели перевал. Почти все тибетцы были приветливы и открыты. Они тебе или ты им – «Ташитале!». По пути к перевалу мы достигли интересного места – ворот между раем и адом. Под камнями и между камнями есть узкий лаз. Посмотрев на тибетского парнишку, я тоже полез за всю нашу группу.
Наконец, мы достигли перевала! Там мы встретили индийскую пару. Муж когда-то учился в Москве и хорошо говорил по-русски.
Недалеко от перевала находится священное озеро. По легенде жена Шивы медитировала в Гималаях, и тело её почернело. Она обратилась к Шиве с просьбой дать ей новое тело. Шива создал озеро, в котором его жена искупалась, и тело снова побелело. Мы со Светой спустились к озеру, наполнили бутылки святой водой из озера. Я разделся по пояс, облил себя водой из озера и одел чистую футболку.

Поднявшись опять на тропу, мы начали спуск. Казалось, после озера выросли крылья, мы вниз летели, прыгая по камням, обгоняя индусов. Внизу – ланч. Через какое-то время я попил воды из озера. У меня как будто появились сапоги-скороходы, я шел очень быстро с рюкзаком, обгоняя других паломников. Через несколько часов я сел на камень и стал смотреть на горные водопады, наслаждался солнцем. Вскоре оказалось, что Таши разбил лагерь внизу среди ручьев и горной реки.

Непал, Тибет  Непал, Тибет

По совету Светы я искупался в горной речке. После ужина у меня, видимо, поднялось давление, стучало в виске. Все пошли спать рано часов в 9. Мы же со Светой дошли до места с табличками.

16 день

Утро было солнечным и теплым. Мы со Светой немного покатались на лошадке. За рекой вдаль уходила священная долина. Я выпил святой воды – сил прибавилось. Вскоре мы дошли до храма, основанного рядом с пещерой, где медитировал Миларепа. Эта пещера сейчас внутри храма. В храме ребята сели в пещеру, я же остался у центральной статуи, которая меня притягивала. За храмом стоял огромный камень, который по преданию поставил Миларепа.
Мы продолжили путь. Всё пело. Остро чувствовалась красота и Величие этих мест. По пути мы разговорились с одним подвижником. Он возглавляет духовную миссию в Индии. Накануне мы часто обгоняли друг друга, более того, он был одет в оранжевое, поэтому его было легко заполнить.

Вот – вдалеке виднеется голубой Ракшас. Везде облака, а над ним светит солнце, его и без того голубые воды отражают синь небес. Вскоре мы достигли встречи джипов. Для индусов кора здесь закончилась, мы же пошли дальше до Дарчена.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

Через какое-то время мы остановились у Манасаровара. На нем были волны. Света, С., Ж. и я закатали штаны по колено и погуляли в воде. Вскоре – уже известный священный перевал с флагами. Мы с О. вышли. Она завязала шарф. Прощальный взгляд назад – и началась дорога назад.
Днем мы сделали остановку у горной реки. Наши тибетцы пошли мыться. Я нашел круг, очерченный камнями. По дороге мы видели диких лошадей и газелей.

Лагерь разбили на том же месте у моста через Брахмапутру. Опять нас охранял орел. Пришли собаки.

Вскоре краски неба стали меняться – закат. В тот вечер небо менялось фантасмагоричным образом. Я никогда не видел таких красок на небе. Постепенно темнело. Ребята спустились, и я остался один. Беспредельность Космоса, сквозь облака пробивались Венера и Юпитер.

Непал, Тибет   Непал, Тибет

17 день

Мы ехали по знакомым местам. Здесь сломался наш джип, здесь мы ночевали. Вскоре мы дохали до монастыря Падмы Самбхавы. Вокруг монастыря на холмах стояли 4 белые ступы.

Ланч на берегу озера. Сквозь облака пробивалось солнце. Ближе к вечеру пошел дождь, мы преодолевали перевал. На пути встретилось несколько оползней, которые мы успешно преодолели. Духи Тибета хранили нас. Сага. Остановка. Здесь дождя нет. Мы продолжили путь. Я залез на место Таши в багажник джипа, достаточно удобно. Мы ставили палатки под дождем. Раздали тибетцам последние подарки. Последняя ночь в палатках и последний вечер для бесед. Обсуждали Кайлас в качестве соединителя энергий мандалы. Т.е. все Высшие миры и все низшие. Обсуждали человеческие качества, духовное иждивенчество.

18 день

Непал, Тибет Утро было серым. Последний завтрак на природе. Мы простились с нашим поваром, его помощником и водителем грузовика, и продолжили путь. В соседней долине уже пробивалось солнце. Перевалы. Одно горное озеро.

Через какое-то время выглянуло бирюзовое озеро потрясающей красоты. Я посчитал это апофеозом нашей поездки. Все события здесь слились вместе, пульсировали в этом озере, в заснеженных вершинах за озером.

Вскоре показались снежные пики Гималаев, ворота в Гималаи. Чувствовалось что-то родное и близкое. Через несколько часов мы достигли последнего перевала перед спуском. Сильный ветер, семитысячники. Я повязал шарф. Ветер. Красота. Не хотелось уходить. Мы спускались мимо опрятных тибетских деревушек, поля ячменя, поля рапса, здесь уже нет яков, только коровки. Потом началась зелень, водопады, и мы не могли поверить свои глазам. Два часа назад выжженная пустыня – и вот всё зелено, похоже на наш Кавказ. Начался дождь. Мы спускались всё ниже, становилось всё красивее. Какие-то райские места. Насыщенность зеленым, водопады, водопады, туман...

Наконец, мы достигли пограничного городка. Здесь уже смесь тибетского, китайского, непальского. Всё, Тибет остался на перевале.

19 день

Утро. За завтраком познакомились с голландцем. Он оказался руководителем группы. Ранее он совершил поездку по России на поезде по маршруту Москва-Иркутск.

Паспортный контроль. 10 км ничейной территории. Здесь живут шерпы. Прощание с водителями джипов. Было видно, что им действительно грустно. 8 км до оползня. За оползнем нас ждали джипы. Спуск до Катманду с лихим непальским водилой.

Снова Катманду. Ближе к вечеру мы опять пошли на массаж. Ужинали на крыше известного ресторанчика.

20 день

Раннее солнечное утро. Жизнь уже кипит. Я иду к ступе Сваямбунат. Наверху у ступы ощущение чистоты, спокойствия, выполненности. Один непалец взял у меня интервью для своих учеников в Лондоне. Он оказался профессором Лондонского университета. У статуи Майтрейи со мной опять заговорил индокитаец. Он не вспомнил меня. Пещера Харати. Буддийский храм. Прохлада пола.

Я пошел дальше, где я не был. Молодые ребята встретились перед школой. Жизнь! Спустился другим путем. У отеля завтракали ребята. Они поехали к тибетским врачам, а я поехал в волшебный лес. Ближе к вершине появилось ощущение безвременности и отрешенности. У вершины попал в облако. На вершине была смотровая площадка, ступа и храм. Я совершил кору вокруг них и двинулся в обратный путь. Ближе к выходу было много сосен, воздух был наполнен их праной. Наконец, я вышел из леса. Я там был около 5 часов.

По возвращении я прошелся по сувенирным лавкам. Перед ужином ливанул дождь. Мы доехали до традиционного непальского ресторана, и отрубилось электричество. Мы сидели при свечах. Должны были быть национальные танцы. Дождь закончился. Свет появился. Танцы состоялись. Мы хорошо там посидели – прощальный ужин.

21 день

Подъем в 5 утра. Ранний завтрак. Едем в аэропорт. У аэропорта нам на шею одели непальские шарфы. Открылись заснеженные пики.

Вылет задержали на полтора часа, и мы опоздали на стыковочный рейс в Дохе. На самом деле, большинство из нас хотело искупаться в море, да и Света почему-то в программе написала – желающие могут остаться на ночь в Дохе, хотя стыковочный рейс был через час. Ну вот у нас желание и возникло! Но в действительности, всё было многогранным: наше желание, разъединение и для каждого что-то своё.

3 часа мы провели в аэропорту, пытаясь решить возникшую проблему.

Во второй половине дня мы таки пошли на море – Персидский залив. Вода – 38 градусов. На воздухе чуть холоднее. После воды – свежо. На море все вспомнили немного детство. Закат. Венера и Юпитер.

За ужином мы познакомились с двумя ламами, летящими из Катманду в Москву на том же рейсе, и также на него не попавшими.

22 день

Утро. Завтрак. После я прогулялся до пирса. Причал шел в залив. Я дошел до конца причала. Очень жарко. Соленый воздух. Пахнет рыбой. Дорога в аэропорт. Самолет. Во второй половине полет стали показывать фильм о Тибете. Привет оттуда и благословение. Заговорили с ламой. Оказался настоятелем монастыря в Непале и держателем традиции. Он ехал в Москву для проведения медитация, а потом на Байкал – закладывать ступу. Домодедово. Прощание с ламами. Наше прощание. Впереди новые испытания и новые подвиги!

Автор: Дмитрий,
июль-декабрь 2005

Тибет: ближайшие туры

Тибетский треугольник (Самье, Лхаса, Гьянтсе, Шигатсе,Сакья)
Тур в Тибет Вылет: по запросу 11 дней / 10 ночей
Пекин – Самье – Лхаса – Гьяндзе – Шигадзе – Сакья – Лхаса – Пекин
Групповой тур в Тибет (Лхаса, окрестности, древние монастыри, резиденции Далай Лам) с опытным англоговорящим гидом-тибетцем!
от 990 у.е.+ а/б

Путь Пилигрима на Кайлас Май 2024
Тур в Тибет к горе Кайлас Вылет: 29 апреля 2024, по запросу, май - октябрь 2024; 15 дней / 14 ночей
Пекин – Лхаса – Гьяндзе – Шигадзе – Сага – Манасаровар – Дарчен – Кайлас – Сага – Шигадзе - Пекин
Групповой тур в сопровождении англоговорящего гида-тибетца компании "Кайлаш"!
От 2130 у.е. + а/б!

Cвятыни Тибета. Традиционная экспедиция к горе Кайлас 88 К
Тур в Тибет. Кайлас, Святыни Тибета, День Рождение Будды Вылет: 12 мая 2024; 16 дней / 15 ночей
Пекин – Самье – Лхаса – Гьяндзе - Шигадзе – Сакья – Манасаровар долина Гаруды – Кайлас – Шигадзе – Пекин
Сага Дава – День Рождение Будды Шакьямуни! В этот день вы будете совершать кору вокруг Кайласа! Также в этой программе вас ждет посещение заброшенной древней столицы государства, Шангшунг - Долины Гаруды, священные озера Ямдрок Тсо, Манасаровар, Ракшас.
Гид – Олег Ткачев.
Групповой тур.
От 3410 у.е. + а/б (Цена 2024)

Путь Пилигрима на Кайлас Июнь,Июль 2024
Тур в Тибет к горе Кайлас Вылет: 12 июня,11 июля 2024, по запросу, май - октябрь 2024; 15 дней / 14 ночей
Групповой тур в сопровождении англоговорящего гида-тибетца компании "Кайлаш"!
От 2130 у.е. + а/б!

Cвятыни Тибета. Традиционная экспедиция к горе Кайлас 89 К
Тур в Тибет. Кайлас, Святыни Тибета Вылет: 8 августа 2024; 15 дней / 14 ночей
Пекин – Самье – Лхаса – Гьяндзе - Шигадзе – Сакья – Манасаровар – Тиртапури – Кайлас– Шигадзе – Пекин
В этой программе вас ждет посещение уникальный монастырей Центрального Тибета, священные озера Ямдрок Тсо, Манасаровар и Ракшас и кора вокруг Кайласа!
Гид – Олег Ткачев.
Групповой тур.
От 3230 у.е. + а/б.

Драгоценности Тибета и кора вокруг горы Кайлас (Сакья, долина Гаруды, Кайлас, базовый лагерь Эвереста)
Тур в Тибет. Кайлас, Драгоценности Тибета Вылет: 6 сентября 2024; 19 дней / 18 ночей
Пекин(Ченгду) – Самье – Лхаса – Гьяндзе - Шигадзе – Сакья – Манасаровар – королевство Гуге – долина Гаруды – Кайлас – Пейку Тсо – Базовый лагерь Эвереста – Шигадзе – Пекин(Ченгду)
В этой программе вас ждет посещение древнего царства Гуге, кора вокруг Кайласа +1 день у Северной стены, священные озера Ямдрок Тсо, Манасаровар, Ракшас и Пейку Тсо, а также БЛ Эвереста и посещение заброшенной древней столицы государства Шангшунг - Долины Гаруды!
Гид и автор программы – Светлана Паша.