Тибетские традиции в Индии. Фото-рассказ Валерия Гаркална из Дехрадуна (Северная Индия). Часть 4. «Сутра сердца»
авиабилеты | визы | фото |
На севере Индии в Дехрадуне в монастыре Дрикунг Кагью с 5-8 марта проходили Учения по тексту "Сутра сердца". Учения проводил Его Святейшество Дрикунг Кьябгон Кончог Тензин Кюнзанг Тринле Лхундруб (Чецанг) Ринпоче.
Мы не будем описывать в деталях, как все происходило, отметить лишь несколько организационных моментов, а ниже поместим отрывок из книги „The Heart Attack Sutra” (Кarl Brunnhölzl), опубликованной «Snow Lion», в 2012 году. Этот текст любезно предоставила нам перед Учениями лектор по буддистской философии из Латвии, переводчик книг по буддизму на русский язык Виктория Паукова, которая также переводила Учения по «Сутре сердца» присутствующим здесь русскоязычным слушателями. А их было не мало – около пятидесяти человек из Латвии, Украины и России. Учения переводились с тибетского языка на китайский, английский и русский.
Надо отметить, что когда мы прибыли в монастырь Дрикунг Кагью, где уже провели три дня: на ритуальных танцах, сжигании торма и на праздновании Лосара, были удивлены, как монастырь преобразился. Все было украшено цветочными гирляндами и лепестками. Желтый цвет гирлянд удивительно сочетался с желто-маруновыми (бордовыми) одеждами монахов.
Для нас, русскоязычных, было приготовлено специальное место, где мы без труда слышали прекрасный перевод Виктории Пауковой. Скажу откровенно, побывав на многих Учениях, такого перевода я еще не слышала! Спасибо большое!
Учение по тексту «Сутры сердца» длились три часа в течение четырех дней. После каждого дня Учения давались комментарии. Для иностранных слушателей в специальном шатре подавался бесплатный завтрак, ланч и обед. Очень вкусно и такое разнообразие блюд! Спонсорами Учений были буддийские ассоциации из Тайваня, Малайзии, а также отдельные буддисты из Китая.
Постоянный участник Учений - рыжий пес, который все время находился среди людей и наблюдал за ними, расположившись рядом или сидя на возвышении. Когда объявлялся перерыв или заканчивался день Учений, и слушатели вставали со своих мест, пес начинал нервничать, бегать среди людей, лаять и настоятельно "рекомендовать" сидеть молча, слушать и соблюдать порядок. Весь его вид говорил: "Так хорошо сидели... ! И куда пошли, почему засуетились?!" Иногда к слушателями приходили кошки и садились рядом, урчали от удовольствия, закрыв глаза. Все было организовано на высшем уровне, но как-то по-домашнему, тепло, уютно.
Из книги „The Heart Attack Sutra”, Кarl Brunnhölzl, опубликованной «Snow Lion», в 2012 году:
Сердечная Сутра изменит вас навсегда
Проникните в истинный смысл Сердечной Сутры, и ничто не будет таким же, как прежде. Секрет кроется в том, как сделать ее личным переживанием.
Нет никаких сомнений, что Сердечная Сутра является наиболее часто используемым и читаемым текстом во всей традиции буддизма Махаяны. Очень многие говорили о том, чем является Сердечная Сутра и о том, чем она не является. Говорят, что это сердце мудрости, утверждение о том, каковы вещи на самом деле, что это ключ к учению Махаяны, краткое изложение всех Сутр Праджняпарамиты (второго поворота колеса Дхармы Буддой) или объяснение пустоты в двух словах. Для того, чтобы понять подлинные слова Сердечной Сутры, полезно будет сначала изучить ее корни в буддийской традиции, а также значение слов "Праджняпарамита" и "пустота".
Единственное, что мы можем с уверенностью сказать о Сердечной Сутре – это то, что она полностью безумная. Если мы ее просто прочтем, то она не будет иметь никакого смысла. Ну, может быть начало и конец имеют смысл, но все в середине звучит как изощренная по форме бессмыслица, которая, можно сказать, и есть основная особенность сутр Праджняпарамиты в целом. Если нам нравится слово "нет", то сутра могла бы понравиться, потому что это главное слово, которое в ней используется - нет этого, нет того, нет ничего. Мы могли бы также сказать, что это сутра о мудрости, но о мудрости безумной. Когда мы читаем, она звучит как полная чушь, но на самом деле, именно здесь и кроется мудрость. Что делает Сердечная Сутра (как и все Праджняпарамиты сутры), это прорубает, деконструирует и сносит наши обычные концептуальные рамки, все наши жесткие идеи, все системы верований, все ориентиры, в том числе и в отношении нашего духовного пути. Она делает это на фундаментальном уровне не только с точки зрения мышления и концепций, но и с точки зрения нашего восприятия, того, как мы видим мир, как мы слышим, как мы чувствуем запах, вкус, осязаем, как мы относимся и эмоционально реагируем на себя и других, и так далее. Эта сутра выдергивает коврик у нас из-под ног и ничего не оставляет нетронутым из того, о чем мы можем подумать и даже из того, до чего мы додуматься не можем. Это называется "безумная мудрость". Наверное, надо предупредить, что эта сутра опасна для вашего самсарического здравомыслия. То, что Сангхаракшита говорит об Алмазной сутре, в равной степени относится ко всем Праджняпарамита сутрам, в том числе и к Сердечной Сутре:
... Если мы настаиваем на том, что требования логического ума могут быть удовлетворены, мы упускаем главное. То, что Алмазная Сутра фактически предлагает – это не систематизированный трактат, но серия ударов кувалдой, опускающийся на нас с этой стороны и с той, для того, чтобы попытаться прорваться через наше фундаментальное заблуждение. Она не собирается делать все легким для логического ума, облекая все в логическую форму. Эта сутра введет в заблуждение, будет раздражать, надоедать и будет неудовлетворительной и, возможно, вовсе и не нужно, чтобы было иначе. Если бы все было изложено четко и ясно, не оставляя свободных концов, мы могли бы попасть в опасность того, что подумали бы, что поняли совершенство мудрости.
- Сангхаракшита, Мудрость за пределами слов
Другой способ взглянуть на Сердечную Сутру – это воспринять ее как концентрированное руководство к созерцанию. Она не предназначена для того, чтобы ее читали или пропевали, основное намерение состоит в том, чтобы размышлять над ее значеним в мельчайших деталях, насколько это возможно. Так как это Сердечная Сутра, она передает сердечную суть того, что называется Праджняпарамита - "совершенство мудрости или проницательности." Сама по себе, она не растекается, чтобы предоставить нам все подробности. Сутра больше похоже на краткую памятку для созерцания все элементов нашего психофизического существования с точки зрения того, что мы представляем собой сейчас, чем мы становимся, продвигаясь по буддийскому пути, и того, что мы достигаем (или не достигаем) в конце этого пути. Если мы хотим прочитать все подробности, нужно углубиться в более длинные сутры Праджняпарамиты, которые составляют около двадцати одной тысячи страниц в тибетском буддийском каноне - двадцать одна тысяча страниц "нет". Самая длинная сутра в сто тысяч строк, состоит из двенадцати больших книг. Сердечная Сутра находится на нижнем конце, так сказать, и самая короткая сутра состоит из одной буквы, она является моим личным фаворитом. Эта Сутра начинается с обычного введения - "Однажды Будда пребывал в Раджагрихе на Горе Грифов" и так далее, и тогда он сказал: "А". Эта Сутра заканчивается радостью всех богов и так далее, и этим все сказано. Говорят, что есть люди, которые на самом деле понимают смысл Праджняпарамита сутры только услышав или прочитав это "А."
Помимо того, что это руководство к медитации, можно также сказать, что Сердечная Сутра, похожа на большой коан. Но это не только один коан, это как те русские матрешки: есть одна большая матрешка снаружи и затем в ней есть поменьше, и далее еще множество более маленьких куколок в каждой последующей. Кроме того, все "НЕТ" в большом коане сутры являются маленькими коанами. Каждая маленькая фраза с "нет" - это другой коан в плане того, что "нет" относится, например, к "нет глаза", "нет уха," и так далее. Это приглашение к созерцанию того, что это значит. "Нет глаза", "нет уха" звучит очень просто и прямо, но если мы вдадимся в подробности, это вовсе не так просто. Другими словами, все эти различные фразы с «нет» дают нам различные углы зрения или грани главной темы сутры, которой является пустота. Пустота означает, что вещи не существуют, как нам кажется, но пребывают как иллюзии или как сны. Они не имеют природы или ядра того, что мы называем самостью или присущим существованием. Каждая из этих фраз заставляет нас смотреть именно на это послание. Послание или угол зрения, на самом деле, здесь одинаков, но мы применяем его в отношении к разными вещами. Что это значит, что глаз пуст? Что это значит, что видимая форма пуста? Что это значит, что даже мудрость, состояние будды и нирвана пусты?
С обычной точки зрения буддизма мы могли бы даже сказать, что Сердечная Сутра не только безумная, но даже еретическая. Многие жаловались на сутры Праджняпарамиты потому, что они выбрасывают как мусор все признаки самого буддизма, такие как четыре благородные истины, буддийский путь и нирвану. Эти сутры не только говорят, что наши обычные мысли, эмоции и восприятие являются недействительными и что они на самом деле не существуют как кажется, но, и что то же самое касается всех понятий и рамок философских не буддийских школ, буддийских школ , и даже Махаяны, традиции, к которой принадлежат сами Сутры Праджняпарамиты. Есть ли другая духовная традиция, которая говорит - "Все то, чему мы учим, просто забудьте об этом"? Это немного похоже на главу Microsoft, который недавно публично рекомендовал, чтобы пользователи ПК не покупали больше Windows Vista, но вместо этого прямо перешли из Windows XP в Windows 7. В принципе, он делал антирекламу собственного продукта. Сердечная Сутра похожа на это, за исключением того, оно говорит нам не только то, что не надо покупать, но и о том, что не надо покупать вместо этого.
Короче говоря, если мы никогда не знали Сердечную Сутру и сейчас прочитали ее, она звучит глупо, потому что она просто продолжает говорить «нет, нет, нет". Если мы изучали буддизм, то она звучит еще глупее, потому что исключает все, что мы узнали и пробовали культивировать.
Сердечная Сутра и другие сутры Праджняпарамиты говорить о многих вещах, но их основная тема - это базовая необоснованность нашего опыта. Они говорят - чтобы мы не делали, что бы ни говорили, что бы ни чувствовали, мы не должны верить ни чему из этого. В этом нет вообще ничего, за что можно ухватиться, но даже и в этом нет уверенности. Таким образом, эти сутры все время выбивать почву из-под наших ног и забирают все наши любимые игрушки. Обычно, когда кто-то забирает одну из наших ментальных игрушек, мы просто находим новые игрушки. Это одна из причин, почему многие Праджняпарамиты сутры такие длинные - они перечисляют все игрушки, какие только мы можем себе представить, и даже больше, но наш разум до сих пор продолжает хвататься за новые игрушки. Основная задача в том, чтобы добраться до места, где мы на самом деле остановим поиск и не хватимся следующей игрушки. Затем нам нужно увидеть, как мы чувствуем ЭТО состояние. Как наш ум себя чувствует, когда мы ни за что не хватаемся, когда мы не пытаемся развлекать самих себя, и когда наш ум не выходить наружу (или вообще никуда не движется), когда не остается места, куда пойти?
Обычно мы думаем, что если данное явление не является чем-то, то это должно быть ничто, а если это не ничто, это должно быть что-то. Но пустота - это просто слово, указывающее на то, что независимо от того, что мы говорим или думаем, на самом деле не характеризует это что-то правильным образом, потому что наш дуалистический ум просто застревает в одной крайности или в другой. Таким образом, можно сказать, что пустота, это то, как думать за пределами коробочки, то есть, коробочки нашего черно-белого или дуалистического мышления. До тех пор, пока мы остаемся на площадке дуалистического мышления, всегда есть существование, несуществование, постоянство, уничтожение, хорошо и плохо. В рамках этой системы отсчета, мы никогда не выберемся за ее пределы, независимо от того, являемся ли мы религиозными, учеными, буддистами, агностиком, или кем-то иным. Пустота говорит нам, что мы должны выйти из этой площадки вообще. Пустота указывает нам на наиболее радикальную трансформацию всех наших взглядов в отношении себя и мира. Пустота означает не только конец мира, каким мы его знаем, но и то, что этот мир никогда не существовал в первую очередь.
Почему эту Сутру называется "Сердечной Сутрой"? Она носит такое название, потому что учит сущности, сердцу Махаяны, в первую очередь с точки зрения воззрения. Тем не менее, основная мотивация Махаяны также неявно содержится в этой сутре в виде Авалокитешвары, великого Бодхисаттвы, который является воплощением любящей доброты и сострадания всех Будд. На самом деле Авалокитешвара появляется только в Праджняпарамита Сутре, где является основным же «докладчиком». Таким образом, Сердечная Сутра учит пустоте через воплощенное сострадание. Часто говорится, что, в некотором смысле, пустота является сердцем Махаяны, но сердцем пустоты является сострадание. Писания даже используют фразу "пустота с сердцем сострадания". Очень важно никогда об этом не забывать. Основной причиной появления здесь Авалокитешвары является то, что он - символ аспекта сострадания и подчеркивает, что мы не должны упустить эту составляющую. Если мы просто прочитаем все "НЕТ", а затем подсядем на фразы "нет пути", "нет я" и "нет достижения", от этого станет немного скучно или мы можем почувствовать себя подавленным и спросить: "Почему мы это делаем?" или "Почему мы не делаем этого?". На самом деле, сердечной сужностью учения Праджняпарамиты и Махаяны является объединение пустоты и сострадания. Если мы посмотрим на более длинные Сутры Праджняпарамиты, то увидим, что они широко учат обоим аспектам. В дополнение к учению о пустоте, они также говорят о пути в мельчайших подробностях, например, как культивировать любящую доброту и сострадание, как заниматься определенными медитациями и как идти по пути. Они не всегда говорят "нет", иногда Сутры представляют вещи в более позитивном свете. Даже Сердечная Сутра к концу придумывает несколько фраз без "нет".
Без развития мягкого сердца и сострадания, которые, как вода, смягчают жесткость нашего ума, существует опасность, что учение о пустоте может сделать наши сердца еще более жестокими. Если мы думаем, что понимаем пустоту, но наше сострадание не увеличивается или же даже уменьшается, мы находимся на ложном пути. Таким образом, для тех из нас, кто являются буддистами, хорошо бы, и даже необходимо зародить сострадание и бодхичитту прежде, чем начнем изучать, читать и созерцать эту сутру. Все остальные могут присоединиться с любой точке сострадания, которую смогут найти в своих сердцах.
Глядя с другой стороны, мы могли бы сказать, что Сердечная Сутра является приглашением к тому, чтобы просто все отпустить и расслабиться. Мы можем заменить все слова этой сутры, которые начинаются с "нет", такие как "нет глаза", "нет уха" всеми своими проблемами, такими как "нет депрессии", "нет страха", "нет безработицы" "нет войны" и так далее. Это может показаться простым, но если мы попробуем и на самом деле превратим это в созерцание того, чем на самом деле являются такие вещи как депрессия, страх, войны и экономические кризисы, подобная медитация может стать очень мощной, может быть, даже более мощной, чем размышления над оригинальными словами сутры. Обычно мы не очень интересуемся тем, что такое, например, наши уши и действительно ли они существуют, поэтому в отношении созерцания того, что означает пустота, один из основных принципов Праджняпарамита сутры - это сделать исследование таким личным, насколько это только возможно. Речь идет вовсе не о том, чтобы читая некоторые стереотипные формулы или Сердечную Сутру забыть нашу собственную привязанность к реальному существованию в отношении тех явлений, к которым мы, очевидно, действительно цепляемся, то есть к тому, что мы называем «хватание за собственное Я». Например, Сердечная Сутра не говорит "нет меня", "нет дома", "нет партнера", "нет работы", "нет денег", то есть о том, что как правило, заботит нас. Поэтому, для того, чтобы сделать ее более актуальной для нашей жизни, мы должны вставить то, что нас заботит. Сердечная Сутра дает нам базовый шаблон того, как созерцать пустоту, но более длинные Сутры Праджняпарамиты дополняют много материала, говоря не только «нет глаза», «нет уха»и так далее. Они проходят через бесконечные списки всех явлений, поэтому вы можете прийти с собственным списком явлений, наметить свою личную вселенную, а затем применить подход Сердечной Сутры в отношении этих списков.
«The Heart Attack Sutra», Кarl Brunnhölzl, «Snow Lion», 2012
Фотографии – Валерий Гаркалн
Текст об Учениях – Марина Филиппова
Северная Индия, Дехрадун, март 2014 год
Начало фото-рассказа:
Часть 1. Ритуальные танцы
Часть 2. Сжигание торма
Часть 3. Лосар
Индия: ближайшие туры
Золотой треугольник и Суротх + Каджурахо
|
||
Золотой треугольник и дворец Самод |
||
Большое путешествие по Индии. Классическая Индия и Раджастан |
||