на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

02.02.2011: Новый год по-китайски

Наступает год Белого Кролика (Кота)! Это произойдет 3 февраля 2011 года.

На узких улочках пусто и темно. Ни души. Тихо лежит снег, тихо поблескивают черные окна домов, и также тихо шепчут своими стрелками часы, что в Пекине уже полночь. Китайцы встречают Новый год: все спят.

Вот такой календарь.




Кроме полюбившегося 12-летнего животного цикла, о настоящем праздновании Нового года в Китае Европа не знает ничего. Не знает даже, когда этот самый китайский Новый год наступает. А приходит он каждый раз по-разному, но всегда в диапазоне между 13 января и 24 февраля. Все это происходит потому, что за Великой Стеной все от мала до велика живут по лунно-солнечному-юпитерианско-сатурнианскому календарю. По нему год состоит из 12 лунных месяцев (по 29 дней). После двенадцатого месяца ждут новой луны, которая и знаменует приход долгожданного Нового года.

Два небесных столпа.





Немного сложнее разобраться с ролью Юпитера и Сатурна. Еще в древности астрономы подсчитали, что Юпитер совершает свой кругооборот за 12, а Сатурн за 30 лет. Китайцы, придавая большое значение символике чисел (только целых!) и занимаясь поиском циклов в движении космических тел, составили календарь, приняв за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. За это время Юпитер совершает пять полных оборотов вокруг Солнца. Такой подбор чисел замечательно соответствовал мировоззрению китайской натурофилософии. Цифра 5 в ней – символ пяти элементов природы – дерева, огня, металла, воды, земли. Им соответствуют цветовые обозначения: синий или зеленый, красный, желтый, белый и черный. Поэтому в шестидесятилетнем цикле животные повторяются пять раз, но никогда не повторяется их цвет.

Спи, пока боги трапезничают.

Разобравшись с календарем, наконец-то можно задаться вопросом: с чего бы это китайцы в Новый год спят? На самом деле в настоящую новогоднюю ночь они так же, как и мы, бодрствуют. Спят они только в Малый Новый год, который наступает в 23 или 24 день последнего месяца. В это время Бог Очага – Цзаован отбывает ко двору Небесного Правителя с докладом о поведении вверенных ему семей за истекший год.

Чтобы у Хранителя Очага не возникло желания нажаловаться Верховному Правителю, проводить Цзаована нужно хорошенько. Стол должен ломиться от сладкого риса с мандаринами, уток в хрустящей лапше с девятнадцатью соусами, пельменей, пампушек с фаршем из баранины и свинины, пирожных из рисовой муки и клецок хунь-дунь. А вина, настоянные на разных травах, должны литься рекой. Но к вечеру, после бурных проводов, всей семье надлежит как можно раньше и как можно тише лечь спать – с отбытием Цзаована временно прекращается надзор богов за людьми.

Чудо-юдо о девяти головах.




В это время из потустороннего мира прорываются демоны и рыщут вокруг жилищ с единственным, но горячим желанием – напакостить всем, кто под мохнатую лапу подвернется. Чтобы не привлекать внимания злобных созданий, нужно вести себя очень тихо. Некогда существовало поверье, что Новый год (нянь) – это название страшного чудовища, которое раз в году, в новогоднюю ночь выходит из Темноты к людям, дабы сбить их с истинного пути, отобрав Время. Поэтому следует принять надежные меры для защиты. На воротах, дверях и стенах домов вывешивают изображения «духов-стражей ворот» Чжункуя, Чжана – Небесного учителя и других великих магов-экзорсистов. Перед воротами выставляются бруски древесного угля и палки-амулеты. Весь же двор застилается стеблями конопли, хруст которых должен дать коварному няню с его вредоносной свитой от ворот поворот. Зажженная свеча в очаге или у семейного ложа отгоняет демона по прозвищу Сюйхао («Пустота и убыток»), а фонарь на длинном шесте во дворе дома – мифическую девятиголовую птицу, приносящую людям болезни. (У славян, по аналогии, для этого дела существует Лихоманка с сестрами). Причем лучше всего помогает свеча и фонарь в форме или хотя бы с рисунком того животного, чей год наступает.

Игра в «кромешный» мир.

Но все противокаверзные действия длятся только один день. Без надзора богов люди чувствуют себя еще более вольготно, чем нечисть. Обезопасив свое жилище от напастей, а себя от болезней, китайцы начинают гулять на всю катушку.

Наступает пора особого праздничного мира – «вывернутого наизнанку», «кромешного». С этого момента устраиваются всевозможные игрища и увеселения. Все пьют вино, наряжаются в костюмы тех же демонов и драконов, носятся по улицам, ударяя в гонг, распевают песни и дарят прохожим новогодние символы счастья, не забывая выклянчить за это денег.

Безумный карнавал весьма наглядно иллюстрирует идею единственного в году вторжения в упорядоченный человеком и богами мир сил зла и хаоса.

Веками выверенный ритуал.

Празднуют китайцы Новый год целый месяц, и им на все хватает времени. Для начала они очищают жилища от поветрий старого года. Выбрасывают остатки пищи, старые тряпки и, самое главное, выпроваживают демона бедности – сжигая за воротами олицетворяющую его бумажную фигурку. Затем тщательно украшают дом разноцветными фонариками, бумажными цветочками, кипарисовыми ветками с привязанными к ним мандаринами и мелкими монетками, лозунгами с иероглифами, выражающими пожелание добра и счастья… Вся эта красота должна заманить в дом добрых и щедрых духов. Во дворе в обязательном порядке устраивается оглушительный фейерверк. Хлопушки эти призваны одновременно отпугнуть демонов раздора и привлечь демонов мира и согласия.

Новый год считается семейным праздником. Только в эту ночь во Вселенной сходятся все временные пути и каждый может общаться со всеми своими предками, души которых слетаются к семейному очагу. Для духов выставляют на стол самые лакомые блюда, а на пустых стульях развешивают новую одежду. Подобный обряд призван объединить весь род, включая и умерших представителей.

Еще китайцы приносят дары Небу и Земле – в новогоднюю ночь границы между всем сущим исчезают, так как все боги сходятся на общий пир.

После почтения богов и поминовения предков буйство праздника продолжается. Все семьями высыпают на улицу, зажигают фонари и факелы, устраивают маскарадные процессии и отплясывают эротические «танцы львов».

Фарс для Хранителя.

Когда приходит пора возвращения Бога Очага, все утихомириваются, спешно трезвеют, и, как ни в чем не бывало, тихие и скромные с маленькими пиалами, наполненными вареными бобами, выходят за ворота встречать Цзаована. Он же, после веселой пирушки у Верховных богов видит удручающую людскую нищету (о том, как его провожали, он, конечно, уже ничего не помнит), сокрушается и дает клятву увеличить доход семьи в следующем году так, чтобы его встретили хотя бы мясом и вином.

Вот так хитрые китайцы на протяжении многих веков обманывают наивного Цзаована и живут с каждым годом все лучше и лучше.

Елена Степунина

Фото: «images.yandex.ru»

http://www.agronews.ru
Агентство АгроФакт

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы | политика конфиденциальности

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Telegram, В контакте

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2024 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484