Путевые заметки из тура "Люди Индии. Долина Спити и Киннаур". Часть 1
авиабилеты | визы | фото |
"Бонский монастырь и Большой Гималайский заповедник"
Автор — Марина ФилипповаПервый день нашей экспедиции длился вечно… Вся группа собралась в аэропорту Нью-Дели лишь к 5 утра. Из аэропорта мы сразу выехали в Гималаи. С небольшими остановками в красивых и чистых местах мы добрались до гостиницы к 12 дня и, отдохнув немного, помчались в бонский монастырь Менри.

Наши друзья — Андрей Кононов и Лариса Рожнова, как всегда ничего не обещая, порекомендовали нам приехать к 4 часам — а вдруг попадете на благословение Менри Ринпоче… Мы приехали чуть позже, купили кхадаки — белые шарфы и, не надеясь ни на что, стали взбираться по лестнице к главному храму и резиденции Настоятеля монастыря. К этому моменту участники экспедиции не спали целую ночь и первую половину дня. Я спрашивала всех — устали ли… Но слышала в ответ лишь дружное восклицание — Нет! Готовы к любым приключениям и встречам! Андрей Кононов немного нервничал — очень хотел, чтоб мы попали к Его Святейшеству, который два дня тому назад отметил свое 87-летие.

Около резиденции нас ждала Лариса Рожнова — моя давняя подруга, художник танки (тибетской иконы), переводчик, прекрасный гид. Дверь резиденции уже была заперта. Мы немного расстроились… Но буквально через минуту дверь распахнулась, и появился Его Святейшество Менри Ринпоче. Он показал на часы и покачал головой. Я эмоционально начала объяснять, что мы очень спешили, преодолевали препятствия на пути, стремились попасть вовремя. Вероятно, такое краткое, но стремительное выступление развеселило Ринпоче, и он улыбаясь сказал, что сейчас немного пройдется по монастырю и примет нас. А мы пока прошлись вокруг гомпы и стали ждать около главного входа, с интересом слушая то Андрея, то Ларису, рассматривая главное здание монастыря и задавая вопросы.

И, наконец, настало время разговора… Нас пригласили в апартаменты Его Святейшества. Мы сели рядом с ним, притихшие и немного напряженные. Надо отметить, что у нас подобралась очень интересная группа. Пять человек из нашей команды прошли кору вокруг Кайласа, причем с разными гидами из ИТЦ "Кайлаш", некоторые — были в турах по Ладаку и Спити с нашим индийским гидом Раджешваром Палом и со мной. Люди, что называется — "бывалые". Лишь два человека были в Гималаях и в Индии впервые. Поэтому суеты не было, все воспринимали происходящее как продолжение большого гималайского пути. Менри Ринпоче начал задавать вопросы. А когда узнал, что мы едем в Спити через Киннаур, а затем — через Рохтанг в Куллу, стал рассказывать о царствах Шангшунг и Гуге. Он очень оживился, когда узнал, что часть группы прошла кору вокруг Кайласа. Его глаза засветились, и он обратил внимание на то, что надо обязательно брать воду из священного озера Манасаровар и камни рядом с самой высокой точкой прохождения коры. Спросил об ощущениях при прохождении и о чем думали, зачем решили пройти вокруг Кайласа. Лариса Рожнова попросила "оживить", написанную ею тханку Гаруды. И Его Святейшество на обратной стороне начал писать четыре слога. Мы, затаив дыхание, смотрели на это действие!

При встрече Менри Ринпоче расспрашивал о том, посещали ли участники экспедиции долину Гаруды в Тибете. И очень обрадовался, услышав, что паломники не обошли ее стороной. После того, как тханку Гаруды правильно завернули, Лариса начала рассказывать о традиции Бон. А рядом монахи тренировались в дебатах.
Подробнее о монастыре читайте в заметке "Тибетская религия Бон в Индии"

Нам было очень важно посетить бонский монастырь и получить благословение Ринпоче! Во-первых, экспедиция пройдет по территориям древнего царства Шангшунг и Гуге, а во-вторых, мы делаем буддийский круг против часовой стрелки, то есть, как последователи религии Бон совершают парикраму вокруг храмов и кору вокруг Кайласа. Говорят, что они так ходят, потому как следуют пути сердца, а не ума. Крестный ход в православии также идет против часовой стрелки… А еще, нам Ринпоче рассказал о тех местах, которые мы должны обязательно посетить в Спити. Но об этом буду рассказывать дальше. А пока… наступал вечер и солнце садилось!

День близился к концу, но уезжать не хотелось. Погода была очень нежной. И мы отправились на ступу. Там иногда возникает ощущение, что ты стоишь на капитанском мостике, а вокруг — волны гималайских гор. Сегодня именно такое состояние было на ступе. По дорожке проходил Его Святейшество Менри Ринпоче. Спасибо большое за такой день! Om Ma Tri Mu Ye Sa Le Du! (Главная мантра Бон)

Из Солана через Шимлу уже вечером, в темноте мы добрались до нашей гостиницы в Большом Гималайском заповеднике. А утром поехали в храм Гара Дурги, где договорились о встрече со служителем. В это время в Гималаях — то солнце, то дождь. Но очень красиво! По узким дорогам мы пробирались к храму. У входа в деревню, где находится красивейший храм Гара Дурги стоит небольшой алтарь Нарамсинхи. Он помогает людям справляться с трудностями и препятствиями.


Дорога к храму всегда интересна! Местные жители с интересом наблюдают за пришельцами. Здесь иностранцев не бывает. Только наши путешественники посещают эти далекие и сакральные места. В садах созрели абрикосы. Они маленькими солнышками светились на ветвях. Сбор абрикосов — в самом разгаре. Из них делают и соки, и аччар (маринуют), и масло из косточек, которое очень популярно у местных жителей.

А вот и храм! Пужари уже ждет нашу компанию. Напротив главного входа, как всегда, стоит тигр (иногда лев) — как символ Дурги, ее средство передвижения. Рядом с храмом находятся интересные сооружения. Одно из них — ремонтная мастерская Гара Дурги. Кстати, гара — в переводе с местного языка означает "речная". То есть, мы пришли к речной Дурге. О ней мною написана небольшая статья — "Гара Дурга и встреча богов. Путешествие в глубь Гималаев. Часть 3." — где рассказывается легенда, почему же Дурга здесь — речная.


Около алтаря, на площади, где разгуливала наша группа, сидели помощники служителя, а затем и сам пуджари присоединился к нам. Мне очень понравилось его лицо и глаза — добрые, излучающие свет.

Мы расположились внутри храма на первом этаже рядом с необычным изображением Дурги. По преданию, именно жених дочери раджи сделал такое изображение (эта история описана в заметке). Она здесь похожа на местную девушку, земную красавицу-горянку.

Пуджари предупредил нас, что вход на второй этаж закрыт в связи с тем, что друг богини Гара Дурги — Наг пришел к ней в гости, и они там общаются. Очень просили не беспокоить! Но мы не расстроились . Рядом с такой красивой девушкой хорошо было сидеть и общаться друг с другом. А посмотрите, каков тигр у этой Дурги! Как похож на сказочного кота! Пуджари сначала рассматривал сделанные фотографии из нашего путешествия, а я рассказывала историю Гара Дурги, затем служитель начал разговор с Богиней через прашан — металлический брусок. Кое-кто из нашей группы задал вопросы. Но это — уже очень личное! Уходили мы из храма ведомые небольшим коллективом местных козлов.

После посещения храма Гара Дурга часть группы отправилась в небольшой трек к башням Чаини. Уникальные сооружения в Гималаях, на высоте примерно 2700 метров. По дороге встретились индийские туристы. Они уютно расположились на краю деревни. Местные жители, увидев так много новых людей, окружили нас и с удовольствием рассматривали пришельцев. В деревне сразу поражают крупные и необычные постройки. Храм Кришны так похож на форт, что местные жители иногда это место называют фортом.

И, конечно, башни Чаини, устремляющиеся вверх, как горные пики. О них и об этом месте на нашем сайте опубликована заметка — "Чаини. Истории долины Банджар. Часть 4."

Гуляем по деревне Чаини. Здесь до сих пор строятся дома в гималайском стиле. Камни, дерево и никаких гвоздей! С удовольствием наблюдали за строительством нового дома. А вот старые дома стоят долго. Они покрыты традиционными крышами из сланцевых обработанных пластин. Ведь для их строительства используются "вечные" материалы — камни и гималайский кедр. До сих пор на домах, верандах сушится прошлогодняя трава и часть собранного урожая. Для милых индийскому сердцу коров. Говорят, что местные жители порой голодали, а вот коровы всегда оставались сытыми. Огромное для деревни сооружение в Чаини — храм Кришны, где проживает лишь одна семья пуджари.




Группа путешественников спустилась к храму царя Кали Юги. Побывав в алтаре и поговорив с пуджари (служителем), мы попытались сделать общую фотографию с нашим проводником и консультантом Мохаром Сингхом Такуром на фоне храма.

А в это время Валерий Гаркалн делал фотосессию с прекрасными коровами на фоне того же храма. В алтарной комнате храма находится изображение Камадхену или Сурабхи — чудесной коровы, исполняющей все желания владельца. Эта удивительная, изначальная корова возникла во время пахтанья Молочного океана и принадлежала мудрецу-риши Васиштхе. В долине Куллу, например, утверждают, что Камадхену принадлежала знаменитому в этих местах риши Джамадагни. Но кому бы ни принадлежало это чудо — индусы почитают ее как праматерь всех коров. Кстати, "сурабха" в переводе означает — "сладко пахнущая". На прощание, после рассказов и легенд о красавице-Камадхену, многие участники путешествия с удовольствием пообщались с представительницами "сладко пахнущих". Они как раз паслись напротив храма.

А закончили мы день на берегу очень быстрой реки…, которая протекает по заповеднику. Нам подали обед, состоящий из чоумена, панира и чая. Надо отметить, что он был очень невкусным! Что было странно, потому, как в этом месте всегда хорошо кормили. Оказывается главный повар уехал по делам, а его подмастерья совсем не умели готовить! Но это не испортило общее впечатление. Мы от души смеялись над тем, что обед готовился почти 1,5 часа и, вероятно, подмастерья вложили весь свой опыт и знания в приготовлении этих блюд. Но явно их было маловато…

За время ожидания мы насладились прогулкой по берегу речки и тишиной заповедника.

Закончилось наше пребывание в Великом Гималайском заповеднике и общение с таким интересным народом, проживающим здесь. Через перевал Джалори мы двинулись в Сарахан. И, конечно, задержались на перевале. Очень уже красиво здесь было утром!

По пути в Сарахан решили заехать в одно сакральное место — храм Шивы. Местное население считает его место большой силы! Выглянуло солнце и стало жарко. К храму вела крутая и длинная лестница.


Это месту уже 2000 лет. Но храм не очень старый. Каких-то 600 лет! Сюда приходят многие паломники за благословением и просьбами разрушить препятствия, если это нужно. Шива знает, какие препятствия разрушать, а какие надо преодолеть самому!


В храме нас уже ждал священник (пуджари), который благословил всю группу и пожелал хорошей и безопасной дороги и дал "обереги".

Мы с удовольствием приняли дары — путь по Киннауру в Спити, через перевал Рохтанг 3 в долину Куллу был непредсказуем и тяжел.

Здесь я хочу отметить нашего местного гида, друга и организатора этого отрезка пути — Мохара Синха Такура. Без него такое погружение в традиции и обычаи народа, проживающего на территории Великого Гималайского заповедника невозможно! Он — местный житель из очень уважаемой семьи.

Мохар переводил, ведь местные жители говорят на языке — похари, советовал, что делать в тех или иных ситуациях, открывал новые интересные места, заботился о нас. Спасибо ему большое!
Марина Филиппова
Индия, Западные Гималаи, июль 2015 года
Продолжение путевых заметок
Часть 2. Самая загадочная долина западных Гималаев — Киннаур
![]() |
Альбом «Путешествие по долине Киннаур и Спити» в галерее Кайлаш на smug-mug.com |
Ссылки по теме:
Люди Индии. Тур в долину Спити (Малый Тибет) и Киннаур
Индия: ближайшие туры
Клиника-институт панчакармы Доктора Франклина
|
||
Золотой треугольник и дворец Самод |
||
Западная Индия: Мумбай и пещерные храмы Аджанты и Эллоры |
||
|
||